Книга про проектирование экранопланов и судов на воздушной подушке: WIG Craft and Ekranoplan
Эксплуатационные режимы
Рассмотрим эксплуатационные режимы, которые могут выполняться над различными поверхностями и на различных скоростях:
1. Движение по воде на малой скорости на плаву, которое обеспечивается корпусом лодки. Этот режим выполняется при маневрировании экраноплана после спуска или выполнении захода в терминал или при движении по ограниченным судоходным путям.
2. Движение по земле на очень низкой скорости при обеспечении воздушной подушки (судно на динамической воздушной подушке и экраноплан на динамической воздушной подушке) при спуске с земли на воду и/или посадке с воды на землю.
3. Движение по поверхности воды на средней скорости, то есть при работе на эксплуатационном режиме воздушной подушки для судна на воздушной подушке и экраноплана (на динамической воздушной подушке) или совместно на режиме воздушной подушки и режиме глиссирования для экраноплана с поддувом под крыло. Этот режим также применяется для маневрирования самолета на узких судоходных путях и выполнения разгона на взлете. На этом эксплуатационном режиме есть две скорости, связанные с максимумами сопротивления, которые оказывают сильное влияние на общие рабочие характеристики:
Скорость, на которой гидродинамическое сопротивление достигает пика. Характеризуется сильной воздушной струей маршевого двигателя, действующей на экраноплан, и вызывающей ухудшение бзора из кабины. Основным режимом работы двигателя будет максимальный режим, в то время как поток охлаждающего воздуха для поршневых двигателей будет низким из-за малой скорости. Слабое охлаждение может иногда приводить к перегреву цилиндров основного двигателя и масла при длительной эксплуатации на этом режиме, таким образом, летчики стараются как можно быстрее пройти скорость отрыва.